Дербент. Перекресток цивилизаций

На территории Российской Федерации совсем немного городов, которые начитывают даже тысячелетнюю историю. Обычно такими историческими памятниками гордятся, знают и уважают. Дербенту в этом отношении и повезло, и не повезло.

Его возраст насчитывает 5000 лет, но он расположен во взрывоопасном районе Кавказа, на границе с Азербайджаном, поэтому его историческая уникальность оказалось отдалена от основной жизни России.

Текст и фото: Николай Лукин.

О поездках по российскому Кавказу можно писать бесконечно. Столь же бесконечно можно писать и о Дагестане – крупнейшей автономной республике в составе Российской Федерации. На ее территории легко может уместиться пол-Европы, но, даже не смотря на такие выдающиеся географические данные, древнейший город нашей страны Дербент стоит в этой республике особняком. Все дело в уникальном стратегическом положении. Он расположен в том месте, где отроги хребтов Большого Кавказа вплотную подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полоску равнины. Именно поэтому поселение, основанное тут в конце шестого тысячелетия до н.э., получило название Каспийские Ворота или Каспийский Проход. Первое упоминание о Дербенте восходит к VI веку до н.э., его приводит древнегреческий географ Гекатей Милетский. Само же название Дербент произошло от персидского «дарбанд» (ворота, застава).

Я уже давно отвык ездить поездами. В крайнем случае, я согласен на самолет, но прокатиться по России – только на машине. Из окон автомобиля видны нюансы жизни в глубинке, которые никогда не заметишь, глядя на засаленные стены вокзалов наших городов. Для поездки в древнейший город России выбираю Kia Sportage – обновленный корейский кроссовер, который недавно появился в салонах дилеров. Собственно, из обновлений тут только слегка переделанные передний и задний бамперы, фары и новый дизайн колесных дисков. Это все та же неприхотливая рабочая лошадка, семейный автомобиль для поездок на все случаи жизни.

Довольно просторный салон, вместительный багажник, удобная посадка, доступная панель управления – что еще надо водителю, чтобы преодолеть 2000 километров пути? Ах да, нужен бензин! По идее, 2-литровый двигатель Sportage «кушает» АИ-92, так что проблем с заправкой возникнуть не должно. Дело в том, что по пути следования за Волгоградской областью резко заканчивается качественное топливо и очень велик риск напасть на «самопал», особенно в Калмыкии и самом Дагестане. Так что неприхотливость автомобиля в топливе крайне важна. Учитывая, что летом дневная температура в Дагестане достигает 40 градусов на солнце, совсем не лишним будет иметь в машине кондиционер. Помню, один раз продирались сквозь калмыцкие степи на «семерке» брата – после получаса езды всех в машине можно было выжимать и тут же раскладывать сушить на солнцепеке. Высыхаешь минуты через три, а потом, через полчаса, все повторяется по новой.

Kia Sportage порадовал своим умением держать дорогу. Но вот динамические характеристики машины не очень: в сочетании с 4-ступенчатым автоматом 140-сильный движок очень неохотно ускоряет автомобиль. Провалы после нажатия на педаль газа очень велики, так что следует быть осторожным при обгонах длинномерных фур на трассе. Зато кочки и колдобины разбитой трассы М5 «Москва–Волгоград» почти не ощущались, а устойчивость обеспечивал подключаемый полный привод. Но он же и «жрал» бензин. При скорости 130-140 км/ч расход топлива возрастал до 13,5 л на сотню километров! Причем была замечена одна особенность: стоило только перевести управление в режим круиз-контроля, установив его на те же 130, как компьютер показывал снижение потребления до 11,5 л. Но только прикоснешься к педали газа или тормоза, как тут же расход опять начинал расти. К сожалению, на наших двухрядных дорогах постоянно ехать на круиз-контроле невозможно. Так что поездка обошлась не так дешево, как рассчитывали – за 5000 км пути было отдано почти 17 тыс. руб. на бензин! И это при том, что бензин в глубинке дешевле на пару рублей, чем в Москве. Конечно, может, это из-за того, что двигатель был еще не обкатан (пробег машины, когда я ее взял, составлял всего лишь 600 км), но в любом случае надо быть осторожным и особо не гонять.

В Дербент легче всего попасть по федеральной трассе «Кавказ», которая берет свое начало в Ростове-на-Дону и доходит до Баку. Непосредственно в Дербент попадаешь через 140 км после Махачкалы. Причем если проехать центральный въезд в город, то попадаешь под величественный вид цитадели Нарын-Кала, проезжаешь под древними городскими укреплениями и сквозь неприметный въезд сворачиваешь прямо в исторический центр Дербента. Сейчас там многое уже перестроено, поэтому, когда я проехал блок-пост (неизменный атрибут всех кавказских стационарных мест обитания гаишников), то остановился, чтобы спросить дорогу.

«Капитан Абдулмагомедов, салам алейкум! К крепости надо повернуть налево, там еще раз налево и попадете непосредственно в Нарын-Кала!», – гаишник просто предвосхитил мой вопрос, видя московские номера. Я поблагодарил и он, весело поблескивая глазами, пожелал мне счастливого пути. Люди в Дербенте очень добрые и отзывчивые, здесь очень чтут вековые законы гостеприимства, вот только машины водят как попало. Правила дорожного движения для жителей Дербента писали трусы, настоящий джигит должен ездить без правил! Ну, не совсем, конечно, здесь я чуть-чуть утрирую. Но в целом этот вывод напрашивается.

Над всем городом властвует «Солнечная крепость» Нарын-Кала с 2,5-тысячелетней историей, которую заложил Шах Кавад из персидской династии Сасанидов. Чуть позже его сын Хосров I Ануширван перегородил проход между морем и горами 40-километровой крепостной стеной и соорудил порт. Все, ворота захлопнулись. В самой крепости тоже пересекаются цивилизации. Сейчас на территории цитадели расположены остатки дворцовых комплексов различных периодов. У восточной стены – албанского (античного), сасанидского и арабского времен, в северо-западной части снизу – домонгольского времени, а вверху – более «современные» постройки XIV-XVII веков.
Дербент издревле был важнейшим пунктом Великого Шелкового Пути, по которому шла торговля Европы и Азии, поэтому попытки завоевать этот город не прекращались почти никогда. В верхней, старой части Дербента, примыкающей к цитадели, – типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады одно- и двухэтажных домов. С мечетями, водоразборными фонтанами и банями.

Что интересно: изначально Каспийские Ворота были христианским центром на Кавказе, об этом свидетельствуют археологические раскопки в этих местах. Позже он стал культурным центром ислама, через который на Кавказ распространялись письменность, ремесла и религия мусульман. У города было много периодов расцвета и упадка. В древнюю эпоху огромный интерес к нему проявляла Римская империя, в 66-65 гг. до н.э. осуществлялись военные походы Лукулла и Помпея на Кавказ, одной из главных целей которых являлся захват Дербента. Он находился под властью Тамерлана, входил в состав Золотой Орды, был ареной ожесточенных войн между персами и турками, пока в начале 1722 года сюда не пришел Петр I. С этого момента город переходит по юрисдикцию Российской Империи, время от времени переходя под власть Персии. Но с 1796 года в Дербенте прочно основываются русские войска, и в 1813 году окончательно присоединяется к России. В 1840 он получает статус уездного города. Столица Дагестана, Порт-Петровск, еще даже не построена!
К сожалению, сейчас Дербент почти утратил «древний дух». Когда пробираешься по городу на машине, то видно, что постоянная перестройка домов и уродливые пристройки к древним зданиям нанесли огромный ущерб историческому облику. Огромные ямы посреди дороги, ручейки канализации, сбегающие со склонов, полностью разбитые улицы на окраинах наводят уныние. Даже гордость дербентцев и всего мира, цитадель Нарын-Кала, которая занесена в список охраняемых объектов ЮНЕСКО, и то никак не отреставрируют. И это несмотря на то, что выходцем из этого древнего города является один из богатейших людей России, который любит разбивать Ferrari Enzo на Лазурном побережье Франции.

До сих пор на некоторых туристических сайтах висит объявление: «Внимание! В настоящий момент в городе Дербент небезопасно! Настоятельно рекомендуем вам воздержаться от поездок туда, если только для этого нет особых причин!» Ну, у меня из особых причин поехать в Дербент было море. Каспийское, например. Теплое и ласковое, купальный сезон в котором продолжается чуть ли не до конца октября. Да и сам Дербент, как курортный город на море, меня привлекает гораздо больше, чем Махачкала – сильно загрязненная столица Дагестана, в которой постоянно проводятся контртеррористические операции с применением тяжелой боевой техники. Вся эта война отпугивает туристов от фантастической природы в этой республике. Фруктовые деревья растут здесь чуть ли не на песчаных пляжах, в пойме реки Самур, что недалеко от Дербента, так вообще расположился уникальный субтропический лес! Жаль, что великолепная природа и курорты Каспийского моря стали заложниками военных разборок власть имущих. К сожалению, на перекрестке цивилизаций никогда не было спокойно.

 

 

 

We cannot display this gallery

Нет комментариев »

Нет комментариев

Оставить комментарий