Дебри русского «медведя» с Subaru Tribeca

DSC_1047Шумел сурово брянский лес…» Про Брянск я знал только эти строчки из песни, которую написали композитор Сигизмунд Кац(!) и поэт Анатолий Сафронов в 1942 году по заказу партизан. Теперь эта песня является гимном области и города, а история заслуживает более внимательного изучения.

Текс и фото: Николай Лукин

В Брянск я въезжал со стороны Смоленской области. Знаю, что существует прямая трасса М3 – Москва-Киев, но не мог себе отказать в удовольствии заехать к друзьям в «атомный город» Десногорск (Смоленская АЭС). И это оказалось не зря, потому что можно отдельно рассказать о дороге А141, что ведет от Смоленска в Брянскую область. Господа начальники областей, а куда делись деньги, выделенные Федеральной программой по обустройству автомобильных дорог России? Ведь по этой трассе нельзя ездить! На двухрядной дороге можно оставить не только подвеску, но и голову – настолько там разбитый асфальт, а жуткая колейность постоянно грозит сорвать машину в кювет! Это хорошо еще, что я ехал на Subaru Tribeca, полноприводном японском кроссовере, на машине попроще, точно бы собирал запчасти на расстоянии более 100 километров пути. В новой Tribeca все хорошо, а особенно хорош аппетит – если честно, давно не видел столь прожорливой машины. Я понимаю, что объем движка в 3,6 литра весьма обязывает, но когда бака в 55 литров хватает всего на 300-350 км пути – это перебор. Подъезжая к Брянску, я уже боялся, что оставлю местных автомобилистов без топлива, особенно грустно было наблюдать надпись что «только нефтяная компания «Юкос» осуществляет контроль качества» на территории Брянской области. Где теперь этот Юкос? Что, все остальные тут ездят на самопале?

DSC_1084

Въезд с западной стороны в Брянск довольно печален: на основной улице Шоссейная расположилась масса контор по оказанию ритуальных услуг. Черные надгробия вдоль стен, призывы о том, что их гробы «самые лучшие», а памятники от 3100 рублей! Хоть сейчас заказывай на будущее. Вспомнились «12 стульев» и Бендер. Как хорошо, что «невесту» я привез с собой. Хотя, присмотревшись, потом пожалел. В городе так много красивых молодых девушек, одетых столь фривольно, как наблюдалось в прошлые времена на Ленинградке и Тверской в Москве! Молодежь абсолютно без комплексов, мне даже было неудобно фотографировать страстные поцелуи и объятия на площади Ленина, что затеяла одна парочка. Нет, реально — очень молодые и очень красивые жители! И это не смотря на то, что сам город считается один из старейших в России. Первые упоминания о Брянске относятся к 985-му году нашей эры, тогда это поселение упоминалось как укреппост на берегах реки Десна. И знаете, как назывался тогда город? Дебрянск! Все верно, от слова «дебри». Тогда в этих местах леса считались непроходимыми, мрачными и смертельными. Теперь же, они сильно поредели, хотя сам город, раскинувшийся по обе стороны реки Десны, все также утопает в зелени. И такое впечатление, что растет эта зелень по каким-то своим законам, мало подчинясь желаниям разбиться в парк или бульвар – все равно получается «городской лес», коих официальных посреди Брянска два, а неофициальных – весь город.

DSC_1098 DSC_1068

 

 

 

 

 

 

Не торопясь, проезжаю по центральным улицам. Subaru Tribeca с московскими номерами притягивает взгляды прохожих и отдыхающих, но встречаться со мной глаза в глаза почему-то отказываются, взгляд сразу отводят. Впрочем, интерес к машине вполне объясним – в городе преобладают «вазовские» классика и «девятки-двенашки». Местную дорогу они переносят плохо, о чем свидетельствует памятник вдребезги разбитой копейке на подъезде к городу. На посту ДПС меня останавливает сотрудник ГАИ и долго подробно расспрашивает о … Subaru. Устало отвечаю: «Нет, это новая модель. Да, ездит здорово, автоматическая трансмиссия, в ней удобно, комфортно, нет, не скучно – вон у меня сзади в салоне телевизор. СтОит?..» После названной суммы гаишник с уже уважением смотрит на меня и отпускает. Цель моего визита его мало интересует, к отдыхающим москвичам тут привыкли, хоть их и недолюбливают. Нет, не так, что бить морду при упоминании того, что ты из Москвы, просто в приватных разговорах местные жалуются, что цены сильны взлетели и винят в этом «понаехавших» из первопрестольной. Добавил недоверия к москвичам и недавний матч Кубка России по футболу, во время которого спартаковские фанаты подожгли пластиковые стулья прямо на трибуне стадиона.

А отдохнуть в Брянске есть где. Городские леса весьма способствуют возможности уединиться с природой, а комплекс озер и прудов возле Десны вызывает неодолимое желание принять водные процедуры. Вода в реке относительно теплая, гораздо лучше в водоемах, стоимость пива и гостиничных номеров ниже, чем в Москве, но вот качество последних оставляет желать лучшего. Впрочем, если ехать отдыхать с детьми, то им очень понравиться – удобный пляж, недорогие аттракционы, в том числе и водные, возможность арендовать скутер, лодку и всяческие развлечения за не очень большие деньги. Но цены на такси значительно дороже, нежели в соседнем Смоленске: там прокатиться по городу можно за полтинник, тут начальная стоимость поездки от 150 рублей. А до окраин ехать долго.

DSC_1295

Брянск делиться как бы на две части – верхнюю, что сбегает ступеньками лестниц и узкими улочками к Десне, и нижнюю – более современную часть города, с типовой застройкой и огромными пустыми площадями. Тут уже леса нет, его вырубили безжалостно в угоду панельным многоэтажкам и коттеджным поселкам. В верхней части расположился административный комплекс, на площади Партизан высотное здание венчает башенка с часами, которые считаются одним из основных символов города. А на гербе Брянска вольготно расположилась мортира — в начале XVIII века у подножия Покровской горы был основан военный «Арсенал», выпускавший медные пушки, мортиры и другие орудия. В советское время оружейный завод был перепрофилирован в завод дорожных машин, в конце XX века чуть было не почил в бозе, но сейчас, после дележки акционеров, потихоньку, выкарабкивается из глубокого кризиса и снова гордо называется ОАО «Брянский арсенал». Но что мне стало интересно: один из крупнейших заводов по дорожной технике в России, выпуская современные грейдеры и асфальтоукладчики, не может сделать нормальные дороги у себя в области! Парадокс – сапожник без сапог.

Зайдя поужинать в скромное с виду кафе «Айвенго», я понял, куда уходят «арсенальные» силы. Такого зала я ни разу не встречал ни в одном городе России! Полностью стилизованный под древность, он украшен доспехами и латами средневековых рыцарей, чучелами птиц и охотничьих трофеев, выполненных настолько здорово, что вместо ужина пришлось сначала взяться за фотоаппарат. «Да, это все у нас делается, в Брянске», — предвосхитила мой вопрос официантка. «Где точно – не скажу, кажется на «Арсенале», покупателей на такую продукцию хватает, Москва очень много заказывает». Вот вам и дороги, вот вам и асфальтовые машины. Но красиво – нереально! Правда, и счет в этом кафе оказался вполне себе московским – 30 евро с человека. В момент расчета я понял, почему молодая парочка, которая зашла чуть позже нас в кафе, заказала только мороженое и минералку – все-таки, денег на «красивую» жизнь в городе хватает явно не всем.

DSC_1182 DSC_1196

 

 

 

 

 

 

Не могу не отметить, что в городе царил покой и порядок. Граждане мирно отдыхают кто у фонтанов, кто на берегу водоемов, кто просто сидит в парках. И за всем этим следят специальные бело-голубые будки с надписью «Милиция». Правда, милиционеров я видел только в одной, все остальные, видимо, имеют чисто психологический эффект. Но сильно пьяных в городе я не видел ни разу, не смотря на выходные дни! Даже было слегка удивительно после Москвы, которая в пятницу вечером выплевывает из офисов клерков с мутными глазами, а в субботу подбирает их упившимися, наблюдать спокойное питие в российской провинции. Тягуче, размеренно, народ поглощает пиво, лениво обмениваясь новостями. Даже байкеры, собравшиеся отдельной стайкой у фонтана возле городского Дома культуры ведут себя более чем пристойно — не гудят, не дебоширят, не кидаются бутылками, и самое главное – не газуют как сумасшедшие на улицах! На вторые сутки я был готов признать, что жизнь в провинции имеет свои прелести, если бы не одно но – лень.

В глазах многих горожан сквозила откровенная лень. Из пяти человек ни один не смог ответить, как называется храм, возле которого я проводил съемку. Специально для них рассказываю – это храм Преображения Господня (или Спасо-Гробовская Церковь). К сожалению, выглядит полным новоделом, как и многие другие храмы в Брянске: Вторая Мировая война не пощадила этот город, в период оккупации в 1941-43 гг. он был почти полностью разрушен. Из памятников архитектуры уцелели Покровский Собор начала XVIII века и Свенский монастырь, который находится в 50-ти километрах от города. История возникновения монастыря богата легендами, одна из которых гласит, что своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. В один прекрасный момент эта икона исчезла из скромной (на тот момент) обители и обнаружилась на ветвях могучего дуба. В ту пору поклониться иконе приехал брянский князь Роман Михайлович, который почти ослеп от старости. Помолившись, князь прозрел и заложил большой храм, который и стал центром монастыря. Не обошлось и без исторического юмора: обитель стояла на слиянии рек Свини и Десны и на тот момент называлась Свинской. Ввиду явного неблагозвучия высшим указом во всех документах велено было называть монастырь Свенским. С этим монастырем связаны и более известные факты российской истории – император Петр Первый очень любил отдыхать в тени дуба, растущего на берегу Десны. Именно тут он познакомился с красавицей Ганной, подосланной ему изменником Мазепой. К сожалению, большая любовь длилась недолго – узнав, что план отвлечения русского императора от войны со Швецией не удался, Ганну похитили и утопили в лесном озере, которое потемнело от горя и стало называться Черным.

DSC_1316

Я покидал Брянск через северный выезд, по Московскому шоссе. Поздний вечер воскресенья, даже собакам наплевать на мой отъезд, не говоря уж о работниках АЗС, на которой приходится заправляться. Сервис отсутствует, как класс. Зато на выезде присутствуют бдительные гаишники, которые отлавливают пьяных на дороге. Спрашиваю «И часто у вас они тут попадаются?» Да, бывают, гоняют из пансионатов и санаториев, расположенных по эту сторону Десны. Не так что бы много, но на жизнь хватает, ухмыляется капитан, возвращая мне документы после осмотра. А дальше меня начинает вести леший. Иначе я никак не могу объяснить тот факт, что два раза заблудился вроде бы на прямой дороге М3. Два раза я проехал мимо одного и того же поворота на Поляну партизан, коих тут во времена Великой отечественно бродило более 60 тысяч! Я уже подумал, что придется заночевать прямо на трассе, но тут духи местных лесов смилостивились и спустя пару часов тряски по разбитой дороге Subaru Tribeca вывез меня к магистрали под Калугой. Брянский лес меня отпустил, признав своего в московском госте…

«Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны.»

Что посмотреть: Свенский монастырь, Петровский дуб, Поляну партизан – в области; Покровская гора,  площадь Партизан в центре города, храм Преображения Господня, археологический комплекс древнерусского Брянска, большое количество старых церквей и храмов, Сказочный лес.

We cannot display this gallery

Нет комментариев »

Нет комментариев

Оставить комментарий